Стиль интерьера Китч (кич) |
|
Определение "стиль - китч" появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Когда откровенная безвкусица становится принципом выбора, а бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов интерьера - его основной отличительной чертой. Например, позолоченная лепнина по карнизу, на ярко-синем потолке - крупные блестящие звезды, у стен симметрично стоят кадки с пальмами, а пол выложен керамической плиткой с восточными мотивами.
В основе китча лежит стремление человека «пустить пыль в глаза», показаться богаче и солиднее, чем он есть на самом деле. Если раньше, до появления массового штампованного производства, осуществить это было достаточно сложно, то на рубеже 19-20 веков такая возможность появилась. На рынок выплеснулась масса дешевых подделок под дорогие респектабельные вещи, с помощью которых наивные потребители кинулись сооружать у себя дома «богатые апартаменты». Идея оказалась настолько проста и эффективна, что любители внешних эффектов с удовольствием пользуются приемами китча по сей день. Оформление квартиры или дома в стиле китч - яркая тенденция последних лет. Она граничит с экзотикой. Вообще, природа китча или его зарождение связано с повторением и переосмыслением уже сложившихся классических образцов. Китч - это смесь реального ретро и фантазий о нем. Однако в идеале эти фантазии должны все-таки иметь природное чувство меры и художественного вкуса. Цветовая гамма китча предусматривает все что угодно: от ярко-розовых тонов до ядовито-зеленых и фиолетовых. Последнее время лидирует агрессивный красный цвет, а также золотой, белый и черный. Как правило, люди, которые окружают себя китчем, даже не подозревают об этом. Если они и слышали где-то это слово, то значение его им неизвестно. Между тем, неплохо бы знать, что китч (в другом звучании - кич) переводится с немецкого как безвкусица и дешевка. И вряд ли бы обитатели китчевых интерьеров обрадовались, если бы поняли, чем на самом деле является их стиль. Но всегда существует определенное количество людей, которым нравится ставить окружающих в недоумение, опровергать авторитеты. Такие люди в любую эпоху, мягко говоря, оригинально одеваются и столь же оригинально обставляют свое жилье. Так что китч, как стиль, присутствует постоянно. Как правило, китч рождается от чрезмерного богатства и пресыщенности или, наоборот, от вопиющей, бросающий вызов бедности. Но в любом случае - это стремление эпатировать, таким образом, проявив свою неординарность. Китч от богатства рождается еще и как реакция архитекторов на необходимость следовать вкусам некоторых заказчиков, имеющих специфическое представление о стиле и красоте. Когда все попытки профессионала-дизайнера убедить такого заказчика в, скажем, рискованности воплощения в жизнь его пожеланий разбиваются о твердую уверенность того в своей правоте и собственном исключительном вкусе. Вот пример такого интерьера, когда заказчик, по принципу "никто мне не указ", настаивает на воплощении в своем жилье полюбившихся ему с детства интерьеров античной Греции. Тогда и появляются в типовых городских квартирах псевдоантичные колонны, портики и кариатиды, причем в самых неожиданных местах, например, в дверном проеме. Иногда, возможно по иронии архитектора, атланты и кариатиды имеют и портретное сходство с хозяевами жилища. Такой китч, возникающий от неумелого подражательства благородным образцам, уходит своими корнями в далекое прошлое. Это стиль провинциальных дореволюционных гостиниц, стремящихся походить не иначе, как на "Асторию" в Петербурге. И тогда бархат заменяют на плюш, позолоченные багеты - на толстые лепные рамы, покрытые бронзовой краской "под золото", а "картины" заказывают у базарного мастера, с непременным сохранением сюжета. Мраморные барельефы стен и колонн можно нарисовать, чем тратиться на настоящий благородный камень. А вот проделав все это, можно наслаждаться скопированной красотой и кичиться собственным "богатством". Так что русский аналог слова китч существовал давно и, что самое интересное, довольно точно отражал смысл понятия. Но бывает и китч-интерьер от бедности, у него другой облик. Он имеет много общего с уличными граффити и мировосприятием панков. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Такой интерьер менее подражателен, чем его богатый родственник, а ирония в нем уступает место агрессии. Жить в таком интерьере можно только с определенным состоянием души, которое не может длиться долго. В странах Запада, где изысканными и стильными интерьерами никого уже не удивишь, существовали одно время даже рекомендации в журналах по дизайну, как можно самому оформить свое жилище, превратив его в произведение искусства. Эстетика так называемого "народного дизайна" основывалась на том, что каждый человек обладает определенным творческим потенциалом и самобытным чувством красоты. В этих журналах, например, можно прочитать совет: оторвать обои с части стены и по трафарету закрасить образовавшиеся отверстия. Трафареты для большей художественной выразительности рекомендовалось менять от полосок и кружков до силуэтов животных и птиц. А как вам совет по преобразованию надоевшей мебели? Для этого надо, оказывается, только содрать с нее лак местами и нанести на эти участки краску в виде позолоты. Можно было также для превращения вашего шкафа в дизайнерский шедевр обмотать его ножки серебристой изолентой. В нашей стране китчу пришлось пережить нелегкие годы: советские социологи записали его в разряд «буржуазной массовой культуры» и строго корили за безвкусицу и мещанство. Старое поколение помнит нещадную борьбу со слониками на комоде, атаки сатириков на коврики «с лебедями» и гипсовые копилки в виде сидящих кошечек. Между тем китч, несмотря на все нападки со стороны государства, выстоял! Народ послушно выбросил на помойку слоников и лебедей, зато стал массово украшать жилище хрусталем - как настоящим, так и поддельным (в виде знаменитых люстр «Каскад»). А уж ковры - так это был вообще вопрос социального статуса: если у тебя есть ковер (а лучше два-три) - ты уважаемый человек. В наше время ковры явно потеряли актуальность, однако общая тенденция украшать собственное жилье по принципу «у меня все красиво и богато» сохранилась в лучшем виде. Благо, теперь возможностей для устройства домашнего филиала Екатерининского дворца (из подручных материалов) стало гораздо больше. При оформлении интерьера в ход идет все подряд: драпировки из подкладочной ткани, хрустальные люстры (теперь из чешского стекла), напольные вазоны с выцветшими на солнце пластмассовыми розами, аркады и античные колонны, подпирающие потолок 2,50, пенопластовая «лепнина» с «позолотой», домашние фонтаны с фигурками гномов, картины в рамах «под бронзу», подоконники «под мрамор», шкафы с резными завитками «под дерево» и прочие атрибуты красивой жизни... Весь этот антураж, по мнению хозяев, призван создавать атмосферу зажиточного дома. Между тем, кич - это явление, которое не имеет материальной стоимости. Богатство и подлинная ценность вещей - вовсе не гарантия того, что кич не поселится в вашем доме. Если, устраивая интерьер, вы преследуете все ту же цель - поразить воображение других своими финансовыми возможностями - весьма вероятно, что это стремление приведет вас... к китчу. И совершенно неважно, что вы отдали сумасшедшие деньги за готические окна и башни своего загородного дома, что ваш камин в английской гостиной стоил вам целого состояния - после того как ваша жена завесит эти окна шторами «бархат на тюль» с «золотыми» прихватами, а над камином прикрепит постер Мадонны. Никогда даже самый роскошный псевдоисторический дом не будет выглядеть благородным и достойным, если хозяева делали его с одной только целью - похвастаться собственным богатством. Ну, а в обычной жизни намеренно поддерживаемый стиль кич - достаточно редкое явление, которое, как правило, свидетельствует о своеобразном чувстве юмора хозяина дома. Собирая предметы с китчевой атрибутикой (к ней относятся сердечки и надписи «I love», звездочки, бантики и розы, котята, Микки Маус и другие персонажи мультиков), любитель поп-культуры в душе посмеивается над своей коллекцией и воспринимает ее как разновидность кунсткамеры. С каждым новым приобретением он не перестает удивляться: неужели пропасть дурного вкуса может оказаться еще более глубокой?! Итак, китч, как причудливое порождение нашего времени, стал уже частью истории дизайна и вполне самостоятельным незамысловатым стилем. Есть одна крайность в которую впадают даже маститые архитекторы и дизайнеры - соединять несоединимое. Опытный и умелый дизайнер сделает органичным сочетание разнородных элементов, придаст пространству форму и пластику, основываясь на точных законах и не забывая о деталях.
Схожие статьи
|