Стиль интерьера Конструктивизм |
![]() |
|
![]() Конструктивизм задался целью полностью изменить мир и человека, расстаться со всеми традициями, чтобы открыть абсолютно новую страницу в истории искусства. В архитектуре были сформулированы новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей, в связи с чем проектируются малогабаритные "минимальные квартиры". Это сопровождалось внедрением в жилищное строительство новых конструкций и материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций. Были установлены своего рода нормы "минимализированного благополучия", которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту, гармонию и цельность.
Конструктивисты, категорически отказавшись от любых образцов прошлого, хотели смоделировать будущее, которое представлялось им как гармония ясных геометрических форм. "Простота - не проста", "меньше - значит больше" - эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия. Ничто лишнее не "цепляет" взгляд, все функционально, продумано, взвешено. Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон - дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового времени.
Знаменитый афоризм Ле Корбюзье "Дом - это машина для жилья" идеально определяет суть эстетики конструктивизма. Мебель должна быть удобна не только для потребителя, но и для машин, которые будут ее делать. Тем не менее, жесткий рациональный расчет давал сбои. Стремясь обнажить конструктивную суть вещи, дизайнеры в итоге делали ее малопригодной с практической точки зрения. Скажем, каркас с натянутой на него тканью теоретически идеально подходил для размещения в нем тела, но категорически не годился, даже чтобы в нем просто полежать. Художники-конструктивисты создают новаторские ткани, одежду, посуду, в которых ясные и простые по форме цветовые пятна в сочетании с четкими колючими линиями и броским шрифтом создавали характерные для эпохи вещи-плакаты. Технологии массового фабричного производства стали двигателем художественной мысли. Уникальность предмета не имела никакого значения. Теперь главный критерий - универсальность. Все вещи, спроектированные конструктивистами - мебель и интерьеры в целом - отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи. Конструктивизм, особенно его советский вариант, старался по-новому устроить жизненное пространство и приспособить к нему человека. Человек не приспособился, но конструктивистские идеи стали ценным лабораторным опытом для развития мебельного дизайна всего XX века. И если уж быть до конца честными, то и XXI века тоже. Такой вот круговорот произошел в интерьере к середине прошлого столетия. Сегодня все это стало историей. И именно поэтому создание интерьеров в подобном стиле вполне возможно. Более того, грамотная стилизация под конструктивизм говорит в наше время о вкусе и интеллекте хозяев. ![]()
Схожие статьи
|