Стиль интерьера Роккоко |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Александр |
![]() Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. "Изящный" - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны.
Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое в с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно - стол, диван и несколько стульев), создавая этакие "центры тяготения" для собравшегося общества. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В декоративном убранстве мебели стиля рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.
Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Главный же мотив комнаты рококо - безусловно камин: невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми "безделушками" и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме. В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах диванов и кресел учитываются и особенности пышной женской одежды. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной. Интерьеры демонстрируют высокий уровень, которого достигает в эпоху рококо синтез искусств, продолжая в этом смысле, лучшие традиции барокко. Скульптура, живопись, лепнина, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства создаются лучшими мастерами своего времени и выдерживаются в одном стиле. Не меньшее внимание архитекторов рококо занимали и проблемы создания архитектурных ансамблей, в том числе и дворцово-парковых. Стиль рококо часто считается несерьезным и легковесным по сравнению с патетикой барокко или классицизма. Но значение этого игривого стиля заключалось не только в блестящем развитии декоративного начала во всех видах искусства, но и в проникновении и уважении к личному и сокровенному в человеке при внешней театрализации всей жизни. Впоследствии стиль рококо сменился классицизмом. ![]() |